МКДОУ Детский сад «Незабудка»

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

 Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жизни ребёнка. Работу в этом направлении ведут и в детском саду. Особенно важна она в группах раннего возраста.

В процессе развития культурно-гигиенических навыков целесообразно уделять внимание дидактической игре, она занимает важное место в жизни дошкольников. Обучение в форме игры должно быть интересным, познавательным. Дидактические игры повышают восприимчивость детей, приносят разнообразие в учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность. В игре приобретаются навыки, усваиваются понятия, дети раскрепощаются, снимают состояние неуверенности в себе. Игра открывает перед воспитателем большие возможности в формировании культуры поведения. Ребёнок подражает действиям героя, отношениям к людям, вещам, его чувствам, переживаниям. Любые дидактические игры – это сочетание трех компонентов: игрового замысла, действий и определенных правил. Причем принимать в ней участие может как один ребенок, так и целая группа – в этом преимущество данного метода организации деятельности детей. Игровой замысел нужен для развития познавательной активности, он позволяет каждому ребенку проявить свои умения и способности, знания и навыки. Правила дают возможность регулировать поведение детей в процессе деятельности. Важно, чтобы каждая дидактическая игра была законченной, дети должны четко видеть конечный результат. Современные дидактические игры – это широкое разнообразие средств для обучения различным навыкам. Причем если игровой процесс ведется коллективно, то все равно воспитатель должен по максимуму учитывать индивидуальные особенности каждого малыша и задание подбирать, исходя из его способностей.

Можно выделить следующие виды дидактических игр:

1. Игра с предметами (игрушками). В данных играх ребята должны выполнять определенные роли. Также к данной группе дидактических игр можно отнести различные игры-инсценировки, с помощью которых утоняется представление о различных предметах;

2. Настольно-печатная игра. Этот вид игр весьма разнообразен по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Данные игры уточняют и расширяют представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.

3. Словесная игра отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Многие дидактические игры формируют культурно-гигиенические навыки. В ней дети выражают социальные чувства, стремления сделать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, переживания. Чтобы успешно воспитывать детей, надо хорошо знать их индивидуальные особенности.

Также стоит отметить, что для того чтобы сформировать навыки самообслуживания и социализации, у ребёнка должна быть хорошо развита мелкая моторика. Развитие мелкой моторики проходит по определённым этапам, которые следуют один за другим по нарастанию сложности. Обучать ребёнка необходимо, придерживаясь последовательности.

Например, можно использовать следующие игры с младшими дошкольниками в процессе формирования гигиенических навыков.

Навыки умывания:

«Сделай лодочку».

Цель: приучать детей к выполнению элементарных навыков при мытье рук. Формировать умение последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

«Вымой руки», «Мыльные перчатки».

Цель: поддерживать и развивать интерес к совместному со взрослым обследованию предметов (мыло, разнообразным действиям с ним).

«Водичка-водичка, умой моё личико».

Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Навыки опрятной еды:

«Убираем со стола».

Цель: поддерживать положительное настроение ребенка при выполнении элементарных гигиенических процессов :убирать посуду со стола.

«Чаепитие у кукол».

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, развивать интерес к разнообразным действиям с ней.

Навыки опрятной одежды:

«Оденем куклу на прогулку», «Кто во что одет».

Цель: Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде.

В таких дидактических играх с предметами проявляются черты характера, как положительные, так и отрицательные. Игра, используемая для обучения должна содержать обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями.

В качестве игровых дидактических предметов в процессе формирования культурно-гигиенических навыков могут выступать различные игровые предметы: наборы кукольной посуды (чайный и столовый сервизы). Можно предложить ребёнку для игры «Кормление куклы» разные ложки: большую, столовую, десертную, чайную. Дело в том, что каждую ложку ребёнок будет пробовать брать разными способами.

Для закрепления навыка застёгивания «молнии», липучек, пуговиц дидактическим пособием могут служить различные виды шнуровок (в виде пуговицы, ёжика с фруктами, изображения домашних животных, прибитых на деревянные подставки, которые ребёнок может поставить перед собой на стол).Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, можно расставить их в том месте, в котором чаще всего бывает ребёнок. Понаблюдать за игрой ребёнка, определить использует ли он навык и умение, которые формировали накануне, какие трудности испытывает в процессе их применения. В данном случае следует учитывать то, что различные навыки могут формироваться с разной скоростью. Недопустимо формировать новый навык в тот момент, когда формирование текущего навыка ещё не завершено. Это не поможет сформировать у ребёнка уверенность в своих силах.

28 сентября 2023 в 15:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.