МКДОУ Детский сад «Незабудка»

Игры с мячом для развития речи детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать. Закреплять, активизировать словарь. Игры также формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова.

Хорошая речь - важное условие для развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.

Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постоянно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать.

Одной из самых первых игрушек, с которыми начинает знакомиться ребенок, не считая погремушек, является мяч. Мяч может быть разного цвета или размера, вместе с этими действия с ним будут аналогичными. Малыш учится его прокатывать, ловить, подбрасывать, бросать и т. д. Вследствие выполнения этих действий у ребенка крепнут руки, развивается точность и скоординированность движений, совершенствуется зрительно-моторная координация, т. е. происходит физическое развитие. Однако использовать мяч можно и не только для этого. Существует много вариантов игры с мячом, направленных на развитие речи малыша. Итак, с мячом играем — речь развиваем!

Цели игры с мячом на развитие детской речи:

— Развитие мышления и воображения, развитие памяти и, конечно, развитие речи

— Обогащение активного словаря ребенка за счет наречий, развитие логического мышления;

— Активизация временных понятий в словаре ребенка;

— Закрепление формы сравнительной степени качественных прилагательных и наречий;

— Закрепление понятия мужского, женского, среднего рода и формы множественного числа

— Активизация употребления в речи ребенка слов-антонимов, с использованием глаголов с приставками;

— Развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

Игра: «Кто как разговаривает?»

Взрослый бросает мяч ребенку и называет животное, ребенок, возвращая мяч должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос. Например: корова – мычит, тигр – рычит, змея – шипит, комар – пищит, собака – лает.

Игра:«Кто как передвигается»

Летают…. птицы, бабочки, комары.

Плавают….

Ползают….

Прыгают….

Игра с мячом «Мой, моё, моя, мои»

Знаю я свои игрушки,

Мячик мой и мои пушки.

Перекатывая или бросая мяч малышу, взрослый называет предмет, например, «Кружка». Ребенок, возвращая мяч, составляет небольшое предложение, опираясь на род и число существительного – «Это моя кружка».

Мяч – Это мой мяч.

Игрушки – Это мои игрушки.

Куртка – Это моя куртка.

Яблоко – Это моё яблоко.

И т. д.

Игра с мячом «Животные и их детёныши»

Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.

У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

2 октября 2023 в 12:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.